Поиск по сайту

ПОМОЩЬ САЙТУ - ДЛЯ НЕРАВНОДУШНЫХ
Вы можете помочь сайту в развитии:

ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ ИЛИ ДОБАВЬТЕ В ЗАКЛАДКИ:



ШЕСТОПСАЛМИЕ ПОКАЯННОЕ

Из творений
преподобного отца нашего
ЕФРЕМА СИРИНА

Диавол не дает нечестивым одуматься, пугая их покаянием. А покаяние, видя хитрость его, подходит с лаской и говорит: "Только вспомни о Боге, и я потружусь за тебя. Представь Его милосердие, и я буду ходатайствовать за тебя с воздыханиями. Слегка только воздохните, грешники, в покаянии - и сделаю вас Божиими слугами". И Пророк Исаия сказал: "Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы" (Ис.30,15). "Вот, - говорит покаяние, - приведу тебе и свидетельство из слова Божья, только покайся".

Если согрешивший воздохнет, то с воздыханием отойдет от него и бремя, возложенное змием; по облегчении же ума отгонит он от себя и мглу неведения, и око душевное сделается ясным, и скоро покаяние поведет душу к спасению. Тогда грешник не только будет воздыхать, но и с великой скорбью проливать слёзы. Почему? Потому что душа, после долговременного разлучения с Богом, увидев Его, как Отца, побуждается к пролитию слез; оттого, что наконец увидела Родителя, проливает она слезы и преклоняет к себе Бога, ибо любит отеческое благословение и таким образом очищается от всего, до чего доведена была змием.

ШЕСТОПСАЛМИЕ

I

Пред славою Твоею, Христе, Спасителю мой, изреку все непотребство мое и исповедую всю неизмеримость щедрот Твоих, какие изливаешь Ты на меня по благости Твоей.

От чрева матери моей стал я преогорчевать Тебя и ни во что вменять благодать Твою, нерадя о душе своей. Ты же, Владыко мой, по множеству щедрот Твоих милостиво и терпеливо взирал на все лукавство мое. Главу мою возносила благодать Твоя, но она ежедневно унижаема была грехами моими.

Злые навыки опутывают меня, как сетью, и я радуюсь, что связан. Погружаюсь в самую глубину зла, и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет узы мои, потому что видит, сколько рад я разнообразию сих уз.

То и достойно рыдания и плача, в том и позор, и стыд, что связан я своими хотениями. И еще ужаснее то, что связываю себя теми узами, какие налагает на меня враг, и умерщвляю себя теми страстями, какие его радуют.

Зная, однакож, коль страшны узы сии, тщательно скрываю их от всех зрителей под благовидною наружностию. На вид облечен я в прекрасную одежду благоговения, а душа опутана срамными помыслами. Пред зрителями я благоговеен, а внутри исполнен всякого непотребства.

Совесть моя обличает меня в этом - и я будто и хочу освободиться от уз своих, и каждый день сетую и воздыхаю о сем, но все оказываюсь связанным теми же сетями.

Жалок я, жалко и ежедневное покаяние мое, потому что не имеет оно твердого основания. Каждый день полагаю основание зданию - и опять собственными руками своими разоряю его.

Покаяние мое не положило еще доброго начала: злому же нерадению моему не видно конца. Порабощен я страстям и злой воле врага, губящего меня.

Кто даст главе моей воду и очесам моим источники слез, да плачуся всегда пред Тобою, Милосердый Боже, чтоб, послав благодать Твою, извлек Ты меня, грешника, из моря, свирепеющего волнами грехов и ежечасно обуревающего душу мою? Ибо хотения мои хуже ран, которые не терпят врачебных перевязок.

Выжидаю в надежде покаяния и обманываю себя сим суетным обещанием, пока умру. Всегда говорю: покаюсь, и никогда не каюсь. На словах будто усердно каюсь, а делами весьма далек от покаяния.

Что же будет со мною в день испытания, когда Бог откроет все пред судилищем Своим! Конечно, осужден буду на муки, если здесь слезами не умилостивлю Тебя, Судию моего.

Уповая убо на щедроты Твои, Господи, к Тебе припадаю и Тебя умоляю: даруй мне дух покаяния и изведи из темницы беззаконий душу мою! Да воссияет луч света в моем разуме, пока не отошел я на страшный, ожидающий меня Суд, на котором уже не будет места покаянию в худых делах.

II

После того, как уже приобрел я познание истины, стал я убийцею и обидчиком, ссорюсь за малости, стал завистлив и жесток к живущим со мною, немилостив к нищим, гневлив, спорлив, упорен, ленив, раздражителен, питаю злые мысли, люблю нарядные одежды: и доныне еще очень много во мне скверных помыслов, вспышек самолюбия, чревоугодия, сластолюбия, тщеславия, гордыни, зложелательства, переудов, тайноядения, уныния, соперничества, негодования.

Не значу ничего, а думаю о себе много; непрестанно лгу, и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм (тело) блудными помыслами, и строго сужу пиков; осуждаю падающих, а сам непрестанно подаю; осуждаю злоречивых и татей, а сам и тать, и злоречив. Хожу со светлым взором, хотя весь нечист.

В церквах и за трапезами хочу быть на первом месте. Вижу иноков и величаюсь; вижу монахов и кичусь. Домогаюсь того, чтоб казаться приятным для женщин, величавым для чужих, смышленым и благоразумным для своих, совершеннейшим для благоразумных; с благочестивыми обхожусь, как мудрейший, неразумных презираю, как бессловесных.

Если оскорблен, мщу; если почтен, гнушаюсь почтившим; если требуют чего от меня по праву, начинаю тяжбу; а кто говорит мне правду, тех почитаю врагами. Обличаемый, гневаюсь; но если льстят мне, не совсем недоволен.

Не хочу почтить достойного, а сам, будучи недостоин, требую почестей. Не хочу утруждать себя; а если кто мне не услужит, гневаюсь не него. Не хочу идти вместе с работающими; а если кто мне не поможет в деле, злословлю его.

Брату, когда он в нужде, горделиво отказываю, а когда сам нуждаюсь, обращаюсь к нему. Ненавижу больного, а когда сам болен, желаю, чтобы все любили меня. Высших знать не хочу, низших презираю.

Если удержу себя от неразумного пожелания, тщеславлюсь; если преуспеваю в бдении, впадаю в сети непокорности и прекословия; если воздержусь от снедей, утопаю в кичливости и высокомерии; если неусыпен в молитве, препобеждаюсь раздражительностию и гневом; если вижу в ком добродетель, не останавливаюсь на нем вниманием.

Презрел я мирские приятности, но не отстаю от суетного пожелания оных. Если вижу женщину, развеселяюсь. По наружности смиренномудрствую, а в душе высокоумствую; по видимому не стяжателен, а на самом деле страдаю любоиманием. И к чему распространяться? По видимости отрекся я от мира, а на деле опять все думаю о мирском.

Во время службы занимаюсь все разговорами, блужданием помыслов, суетными припоминаниями. Во время трапезы вдаюсь в пустословие; имею алчность к подаркам; принимаю участие в чужих падениях, вдаюсь в гибельное соперничество.

Такова моя жизнь! Столько худого противополагаю я своему спасению! И мое высокомерие, мое тщеславие не дозволяют мне подумать о своих язвах, чтоб уврачевать себя. Вот мои доблестные подвиги! Таким множеством грехов ополчается на меня враг! И при всем том я домогаюсь прославиться святостию, окаянный. Живу во грехах, а желаю, чтоб почитали меня праведником.

Одно у меня оправдание во всем этом: диавол опутал. Но это не послужило в оправдание Адаму. Конечно, и Каина научил диавол; но и он не избежал осуждения. Что же буду делать, если посетит меня Господь? Никакого нет у меня оправдания в нерадении моем.

Боюсь, чтобы и мне не быть в числе тех, которых Павел наименовал сосудами гнева, которые подвергнутся подобной с диаволом участи и которых Бог за пренебрежение их к Нему предал в страсти бесчестия. Итак, опасно, чтоб и на меня не было произнесено такое ж определение.

Если хочешь спасти меня, недостойного, милостивый Господи, положи покаяние мне, грешному, оживотвори умерщвленную грехами душу мою, Жизнодатель. Изгони каменное ожестение из бедного сердца моего и даруй мне источник сокрушения, - Источивший нам жизнь из животочного ребра Своего

III

О, какое у меня безчувствие! Какая грубая, поземленевшая душа у меня! О, сердце развращенное, уста, исполненные горечи, гортань - гроб отверстый!

Почему не помнишь ты, душа, о неизбежном пути разлучения твоего? Почему не готовишься к сему шествию? Зачем без жалости к себе приближаешься к погибели? Для чего навлекаешь на себя вечные мучения? Что ты делаешь, душа, живя, как несмысленное бессловесное?

Увы, как это я вместо света избираю тьму! Как это удовольствие, которое сегодня у меня есть и которого завтра не будет, предпочитаю я вечным и неизреченным благам!

Увы, как вместо солнцезрачной оной ризы соглашаюсь лучше быть облеченным в ризу темную и мрачную! Как предпочитаю Царству бедственное вселение во аде!

Увы мне, грешному! Я сам собою, добровольно, с ведением ввергаю себя в конечную пагубу.

Приди же, наконец, в себя, душа моя, убойся Бога и начни с мужеством шествовать путем заповедей Его.

Уразумей, душа, что век сей подобен поприщу, и хитрый змий всеми мерами усиливается одержать победу. Иными он бывает низложен и поруган, а иных сам низлагает и предает поруганию.

Одни, обманутые им, преодолеваются, а другие вступают с ним в борьбу и увенчиваются. Одни, вкусив от него горечь, достигают приятностей вечной жизни, а другие, вкусив от его сластей, обретают горечь вечного мучения.

Одни крайним отрешением от всего удобно приобретают над ним верх, а другие, по причине привязанности к земному, легко им преодолеваются. Для любящих Бога от всей души ничего не значит брань с ним, а для любящих мир она трудна и неодолима.

Пойми, жалкая душа, что радость, роскошь и покой века сего исполнены печали и горести, а скорби, лишения и самоозлобления доставляют неизглаголанную радость и вечную жизнь.

Решись вступить в путь тесный и прискорбный и подвизайся в безмолвии, чтобы, когда придет час смерти и разлучения, не оказаться тебе неготовою.

IV

Встань, душа, состаревшая в грехах, и обновись покаянием. Из сокрушения и слез раствори себе врачевство и врачуй язвы падшего в тебе образа. Воззови от сердца своего и открой беззакония свои, потому что Всеблагий щадит тебя, падшую.

Возлюбила ты красоту обманчивую и преходящую, погубила же свою красоту, дщерь света. Храм тела твоего искажен нерадением, которому поработилась ты.

Горе тебе, бедная! Долго ли заниматься тебе преходящим? Вострепещи и ужаснись того огня, который возгрела ты себе неправдами своими.

Безобразные грехи, какие делала ты от юности доселе, превысили главу твою. Они погрузили тебя в отчаяние, и потому нерадишь ты о покаянии.

Вспомни, что пленена ты похотями; вспомни, что матерь твою умертвило вожделение. Как долготерпелив к тебе Благий, а ты погрязаешь в греховном море!

Ужели не страшишься того дня, в который обнаружатся язвы твои и тайны твои? Кто защитит тебя там, где всякий будет озабочен судом о нем самом?

Страсти твои сделали тебя истуканом, погубили тебя и оставили.

О, великая Надежда, явившаяся нам при конце времен, пощади душу, удалившуюся от Тебя! Я - овца Твоя, но долгое время блуждал вдали от Тебя, служа лукавому. Изыди, Господи, взыскать меня. Взыщи достояние Твое, потому что в суете расточил я богатство Твое!

За грешников понес Ты на Себе крест Свой, а я - один из них: не отвратись от меня. Твое мы достояние, но лукавый похитил нас. Запрети ему и отыми у него плененное им. Помилуй меня, Человеколюбец, потому что нет у меня иной надежды, кроме Тебя.

Хвала щедротам Твоим, всемилостивый Сыне Божий! - потому что долготерпелив Ты к грешникам. Благодарение Тебе от погибших, которых собрал и привел Ты к покаянию.

V

Даруя прощение, Господи, пошли и силу; обрати меня так, чтоб и жить мне в преподобии, по святой воле Твоей. Освяти сердце мое, соделавшееся вертепом и жилищем бесов.

Недостоин я просить себе прощения, ибо много раз давал обещание покаяться - и делался лжецом, не исполнившим обещания, много раз уже восставлял Ты меня, но я снова падал самоохотно.

Поэтому сам на себя произношу приговор и признаюсь, что достоин я всякого наказания и мучения. Сколько раз просвещал Ты омраченный ум мой, но я снова возвращаюсь на худшее! Весь прихожу в трепет, размыслив о сем, и снова препобеждает меня сласть греховная.

Как перечислю все дары благодати Твоей, Господи, какие получил я, жалкий, но обращал и обращаю в ничто своим нерадением! Тысячами даров исполнял Ты меня, а я, бедный, воздаю Тебе тем, что противно Тебе.

Но Ты, Господи, поелику в Тебе море долготерпения и бездна у Тебя благоутробия, не дозволяй посечь меня, бесплодную смоковницу, и не допусти пожечь меня, на поле жизни еще не созревшего. Не восхищай меня, неготового, не поемли не возжегшего еще светильника, не бери отсюда не имеющего у себя брачного одеяния, но, как благий и человеколюбивый, помилуй меня, дай мне время на покаяние и пред страшным, неподкупным престолом Твоим не поставь душу мою обнаженною, как жалкое позорище безславия.

Если праведник едва спасется, то где явлюсь я, нечестивый и грешный? Если узок и тесен путь, вводящий в живот, то как сподобиться оных благ мне, живущему пространно, самоугодливо и рассеянно? Но Ты, Господи, Спасителю мой, Сын Бога истинного, как Сам знаешь и как Сам хочешь, по единой благости Твоей, туне обрати меня от пребывающего во мне греха и спаси от погибели.

VI

Займись, наконец, грешник, своим спасением и, уединясь, собери свои помыслы и скажи себе: сколько времени исполнял ты похоти плоти и помышлений своих, какую же получил ты пользу и что приобрел себе, делая это? Увы, душа моя, до какого дошли мы с тобою состояния, до какого расстройства!

Смотри - вон все вокруг украшены добродетелями и поистине боятся Бога, а я один хожу во тьме. С раннего утра раскаиваюсь в том, что делаю, а немного спустя поступаю еще хуже. Господь дал мне силу и здоровье - и вот, полагаясь на то, прогневляю я Создателя своего.

Зачем же так нерадива ты, душа моя? Зачем так безпечна? Не всегда же тебе оставаться здесь. Пошлет, наконец, Господь Ангела Своего по тебя - и должна будешь нехотя идти отсюда. Тогда что?!

Познай же, наконец, крайнюю беду свою, человек, и перестань прекословить Создавшему тебя и противиться повелениям Его. Врагу же, обольщающему тебя, с дерзновением скажи:

Позором для Ангелов и человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестивого совета твоего. Ты внушил мне мысль: однажды удовлетвори похотению своему, - и вот малое это дело стало для меня великою пропастью, и я предался срамным твоим вожделениям. Вода нашла малую скважину и сделала из нее большое отверстие.

Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергал меня из греха в грех; уничтожил во мне воздержание под предлогом немощей чрева моего; сделал меня чуждым для молитвенного бдения; насадил во мне сребролюбие под предлогом продолжительной старости; иссушил мои слезы; ожесточил сердце мое; отвлек меня от подчинения во Христе; умножил для меня развлечения; сделал меня непокорным; довел до того, что я не трудился над должным, а занимался суетами; научил меня зависти и злословию; сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым; научил меня объядению, пьянству и сластолюбию; приучил рассеиваться во время чтения и псалмопения, так что молюсь - и не знаю, о чем, читаю псалмы, а между тем отдаюсь в плен неудержимому блужданию помыслов".

Обличив так козни врага, скажи ему, наконец, с твердостию: "Довольно с тебя, диавол", - и, оставя лукавого, прилепись к человеколюбцу Богу. Уязвлен ты? - Не отчаивайся. Пал? - Восстань и мужественно скажи: "Ныне начах". Припади ко Владыке своему милостивому и исповедуй грехи свои.

Но прежде, нежели что скажешь, Он уже наперед ведает, что будешь говорить; прежде, нежели отверзешь уста, Он узнает, что у тебя на сердце. Не успеешь сказать: "Согрешил", - как увидишь Его простирающим к тебе длани Свои, чтобы приять тебя и обнять.

С верою приступи - и Он тотчас очистит тебя, как прокаженного, восставит с одра, как расслабленного, воскресит, как Лазаря.



Евангелие от Луки (Лк.5,30-32) "Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию"


МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Союз образовательных сайтов
Besucherzahler loopylove
счетчик посещений
Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Рейтинг SunHome.ru
Поддержите наш ресурс!

Реклама:

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг  «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт Коллекция.ру




Можно ли попытаться поговорить с Богом? Какие вопросы каждый из нас задал бы Ему?
В этом ролике реализовано одно из многих представлений о Боге и о том, как к с Ним можно поговорить.
Это не истина, это только один из взглядов на истину. ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК.


оплата за показы


Этот сайт существует на личные средства авторов, поэтому мы вынуждены сотрудничать с ведущими рекламными брокерами, что позволяет нам хотя бы частично компенсировать наши затраты на содержание некоммерческого миссионерского Православного проекта.